Информационный Портал ShowRoom.ru: Музыкальные инструменты, оборудование и технологии для света, звука, музыки, видео и телепроизводства

Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы
Каталоги звукового, светового, видеооборудования, музыкальных инструментов, услуг шоу-индустрии. Контакты производителей и поставщиков. Новости и обзоры рынка. Статьи. Анонсы выставок и мероприятий.
Подписаться на рассылкуПодписка на новости    карта сайтаКарта сайта    на главнуюНа Главную
 
Проекты и Инсталляции  
    27.12.2009  
    Автор: Дилер-Центр  

Амбициозный проект 'Крокус Сити Холл'

 
Точно в намеченный срок, 25 октября 2009 года, состоялся дебютный концерт, посвященный памяти певца и композитора Муслима Магомаева, именем которого назван концертный зал «Крокус Сити Холл». Эта площадка рассчитана на проведение мероприятий любого масштаба – от корпоративных вечеров и деловых семинаров до концертов, фестивалей и конгрессов.

Поражают размеры зала – более 50 метров в длину, 100 метров в ширину, 30 в высоту. Зрительская зона этой многоуровневой площадки выполнена в форме амфитеатра. Конечно, в мире существуют залы подобной конструкции и на большее количество мест, например, в Мехико и Лас-Вегасе – их архитектура, кстати, изучалась и учитывалась при разработке данного проекта. Партер, амфитеатр, балкон, сцена, оркестровая яма – в наличии все традиционные для крупного концертного зала элементы. Так в чем же инновационность этого проекта?

В «Крокус Сити Холле» традиционное для концертного зала большое количество зрительских мест объединено с несколькими вариантами трансформации зала. Первый вариант – с отсечением балкона – осуществляется с помощью опускного занавеса. При этом получается малый зал на 2200 мест, в этом варианте работают только партер и амфитеатр. Второй вариант – удаление первых 12 рядов партера. Он позволяет создать фан-зону, танц-пол – эта конфигурация актуальна в т.ч. и для корпоративных мероприятий. На освобожденном пространстве можно расставить столики и создать «непринужденную домашнюю атмосферу». И, наконец, последний вариант – трансформация оркестровой ямы, причем в трех различных конфигурациях. В обычном состоянии в яме может располагаться симфонический оркестр; при подъеме пола ямы до уровня партера наращивается зрительская зона; при подъеме ямы до уровня сцены увеличивается сценическое пространство.

Одна из «изюминок», своеобразная визитная карточка зала – очень красивый потолок, выполненный из звукопоглощающих панелей. Это удачное дизайнерское решение совмещает в себе звукоизоляцию и световое оформление: светодиодная подсветка создает пространство с изменяющейся цветовой гаммой.

В проектировании и инсталляции звукотехнологических систем зала «Крокус Сити Холл» принимали участие ведущие специалисты российской компании «Техника и Технологии Театра» («ТТТ»).

Акустические системы

Об электроакустическом проекте «Крокус Сити Холл» рассказывает ведущий инженер компании «ТТТ» Валерий Бабин: «Выбор бренда акустических систем, а это Meyer Sound, был не случайным. Во-первых, реализация объектов подобного уровня по силам немногим производителям. Во-вторых, звукоусилительные системы Meyer Sound отвечают высоким требованиям качества. В-третьих, бренд Meyer Sound был рекомендован заказчику многими иностранными партнерами как наилучший вариант».

Чертеж зала. Разрез по центральной оси

По мнению проектировщиков, из всего модельного ряда Meyer Sound техническому заданию наилучшим образом соответствовали линейные массивы MILO и низкочастотные громкоговорители 700-HP. Электроакустический расчет выполнялся с помощью программы Meyer Sound MAPP Online. Эта сложная стадия работы велась очень скрупулезно, в процессе было рассмотрено множество вариантов размещения акустических систем.
Зал «Крокус Сити Холла» имеет очень высокий подъем, более 16 метров над планшетом сцены. Расположение громкоговорителей не должно было мешать обзору сцены с последнего ряда, т.е. акустические системы должны были располагаться достаточно высоко. Кроме того, чтобы освободить сценическое пространство и уберечь зрителей первых рядов от высокого уровня звукового давления, необходимо было рассчитать оптимальное расположение низкочастотных громкоговорителей.

«Сложнее всего было решиться на подвес низкочастотных громкоговорителей, – говорит Валерий Бабин. – К счастью, в настоящее время есть соответствующие инженерные решения. Раньше процессы распространения низкочастотного сигнала были неизведанными и неуправляемыми, но в последние годы были проведены исследования, результатом которых стали поистине революционные разработки. Сегодня специалисты по звуку уже имеют в своем арсенале инструменты для управления диаграммой направленности низкочастотных громкоговорителей».
Несомненно, подвесить низкочастотные громкоговорители – это смелое решение. Многие звукорежиссеры имеют стереотипное мнение, что низкочастотные кластеры должны располагаться только на сцене, за сценой или, в конце концов, в портале. Считается, что чем ниже стоят сабвуферы, тем богаче и лучше звучание в области НЧ. «Будем ли мы поняты?» – этот вопрос висел в воздухе, и все же единственно правильным и доступным решением в данной ситуации был подъем сабвуферов на определенную высоту.

«Поскольку примеры такого решения в мире есть, почему бы и нам не попробовать? – рассказывает Валерий Бабин. – А результат превзошел ожидания. Нет такого места в зале, где бы некомфортно воспринималась низкая частота».

Портальная группа громкоговрителей, фронт-фил и подзвучка подболконных простраств

Низкочастотные громкоговорители 700-HP

Подзвучка передних рядов партера и подбалконных пространств

Действительно, в зале «Крокус Сити Холла» басы ровно растекаются по залу, мягко покрывая зрительские места. Сформированная за счет применения задержек диаграмма направленности позволила сфокусировать и направить в зрительный зал основную энергию низких частот. При этом низкочастотная составляющая «ушла со сцены», а обычно она сильно мешает, особенно при живом исполнении. В частности, это касается симфонической музыки, хорового пения, а также тех моментов, когда требуется очень чистый, прозрачный звук. Исключительно чистое звуковое поле на сцене требуется также и в том случае, когда на сцене располагается большое количество микрофонов. В той системе, которую инсталлировали специалисты компании «ТТТ» в зале «Крокус Сити Холла», все звуковая энергия, которая формируется в кластерах низкочастотных громкоговорителей, направлена только в зал.

Итак, два кластера по 12 сабвуферов Meyer Sound 700НР плюс три кластера по 16 элементов линейного массива Meyer Sound MILO/MILO120, «парящие» под потолком, дополняют друг друга и дают плотный, чистый звук. Углы раскрытия всех кластеров покрывают ровным звуковым полем все пространство достаточно широкого зала. Требования заказчика полностью удовлетворены!

Однако, в рамках технического задания на озвучивание зала необходимо было решить еще одну проблему – комфортного звучания в подбалконном пространстве амфитеатра. На задних рядах амфитеатра балкон закрывает часть основных акустических систем, подвешенных на большой высоте. Чтобы это компенсировать, на основе акустических систем Meyer Sound UPJ-1P специалисты «ТТТ» разработали специальную подбалконную систему. Такие же громкоговорители усиливают комфортное звучание в ложах для VIP-гостей.

Meyer Sound Melodie (фронт-фил)
Meyer Sound MJF-212 (мониторы)

Meyer Sound UPJ-1P (подзвучка подболконных пространств)

Поскольку высота подъема линейного массива очень велика, довольно сложной проблемой оказалось озвучивание нескольких первых рядов зала. Чтобы сделать это качественно, массив громкоговорителей необходимо очень сильно изогнуть, что не рекомендуется. Для решения проблемы была разработана система front-fill на базе громкоговорителей Meyer Sound M’elodie – восемь акустических систем разместили равно- мерно на авансцене.
Проблема мониторинга решена следующим образом: на сцене установлены шесть мониторов Meyer Sound MJF212, которые убираются и выставляются только согласно райдеру того или иного мероприятия. А всего в проекте запланировано подключение до 40 мониторных громкоговорителей.

Система подвеса

Итак, с эстетической и акустической точек зрения поставленная перед специалистами компании «ТТТ» задача была успешно выполнена. Однако самым сложным и потому интересным был процесс проектирования системы подвеса основных акустических систем. Об уникальных разработках, которые были применены в «Крокус Сити Холле», рассказывает главный конструктор компании «ТТТ», кандидат технических наук Борис Зайчик: «Прежде чем говорить о подвесе портальных громкоговорителей общим весом около девяти тонн, следует коснуться конструктивных особенностей самого здания – третьего корпуса выставочного комплекса «Крокус Экспо», где расположен «Крокус Сити Холл».
Силовой основой этого здания является стальной каркас из колонн, ферм, балок и прочих элементов, к которым крепятся ограждающие конструкции. Не является исключением и сам зал, в зоне портальной стены которого находятся две колонны, соединенные мощной подстропильной двутавровой балкой. На эту балку опираются расходящиеся веером стропильные фермы, несущие покрытие зала. Кроме того, снизу к этим фермам крепится подвесной потолок. Помимо этих ферм над авансценой нет никаких других силовых конструкций, к которым можно было бы подвесить громкоговорители. Следовательно, догружать предстояло и без того изрядно нагруженные стропильные фермы. Но отступать было некуда.

Сопряжение стропильной фермы с несущей балкой

Сотрудники ЦНИИСК им. Кучеренко – организации, осуществляющей техническое сопровождение строительства всего здания – еще раз просчитали оставшиеся резервы и согласовали 12 тонн дополнительной весовой нагрузки. При этом инженерам «ТТТ» было поставлено жесткое условие: как можно более равномерно распределить эту дополнительную нагрузку между стропильными фермами. Именно это условие и привело разработчиков к решению о выделении НЧ-громкоговорителей в две самостоятельные, отдельно подвешенные группы.

Перебрав множество вариантов компоновки портальных акустических систем специалисты «ТТТ» остановились на варианте из трех линейных массивов Meyer Sound MILO и двух «сборок» из субвуферов Meyer Sound 700НР.

Вес каждого линейного массива с кабельными линиями превышал 1,9 тонн, а вес каждой сборки сабвуферов составил более 1,5 тонн. Таким образом, на всю систему подвеса оставалось около трех тонн. На первый взгляд не мало, но, не следует забывать, что 72(!) громкоговорителя должны висеть под необслуживаемым подвесным потолком на высоте 11-17 метров, а место крепления подвеса находится на высоте почти 35 метров над планшетом сцены! Теперь уже разработчикам пришлось искать компромисс между весовыми и прочностными показателями элементов подвеса при выборе грузоподъемного и такелажного оборудования.

На конструкцию системы подвеса существенно повлияло еще одно обстоятельство. Заказчик потребовал, чтобы лебедки использовались исключительно для перемещения груза вверх-вниз, тогда как в рабочем положении груз должен висеть на страховочных цепях. Требование не бесспорное, но «хозяин – барин».

В случае линейных массивов MILO нужно было сначала с помощью двух лебедок поднять и правильно сориентировать звуковой кластер, а затем, не меняя пространственного расположения, передать его вес страховочным цепям. Субвуферы 700НР поднимали в горизонтальном положении сборки, затем крепили к страховочным цепям, ослабляли лебедки и наконец, наклоняли всю сборку в сторону зала – за счет разной длины передних и задних страховочных цепей.

Давайте посчитаем общий вес системы подвеса громкоговорителей в зрительном зале «Крокус Сити Холла»: монтажные и страховочные цепи всех подвесов – первая тонна. Цепные лебедки и металлоконструкции – балки, захваты, талрепы, скобы – это вторая тонна. И, наконец, последняя, третья тонна – вспомогательное оборудование, облегчающее обслуживание подвесов в процессе сервисных и ремонтных работ.

Поскольку к верхней части звуковых кластеров в их рабочем положении с планшета сцены подобраться крайне затруднительно, а подвесной потолок в зале необслуживаемый, крепить страховочные цепи пришлось на самом верху, на высоте 33 метра над сценой. Чтобы не вытягивать эти цепи весом около 100 кг (4 по 25 кг) вручную, была устроена полиспастная система противовесов, которая уравновешивает страховочные цепи и вытягивает их при подъеме кластера. При этом каждая страховочная цепь наверху заканчивается серьгой, которая соединяется с болтом нижней вилки талрепа. Вот эти-то 20 контргрузов, каждый весом более 50 кг, перемещающиеся в запотолочном пространстве зала, и добавили еще тонну веса.

Удачным решением оказалось и соединение крюка лебедки с рамой кластера посредством монтажной цепи длиной около 16,5 метров. Во-первых, это позволило отказаться от громоздкого кабелеукладчика, а кабельную косичку закрепить непосредственно к этому участку цепи. Во-вторых, такое решение позволило снизить вес за счет уменьшения длины лебедочной цепи на 33 метра (были использованы двухветвевые лебедки Chain Мaster VBG-D8). И, наконец, это позволило заказчику просто сэкономить денег, так как лебедочная цепь продается на погонные метры и стоит довольно дорого.

Схема системы управления подвеса громкоговорителей

Для снижения вероятности связанных с «человеческим фактором» ошибок специалисты «ТТТ» до предела упростили систему управления подъемом–спуском звуковых кластеров. Этим занимаются два человека (необходимый минимум): один стоит на сцене и работает с пультом ДУ, а второй находится наверху, возле лебедок. В процессе работы операторы связываются по двухсторонней радио или телефонной связи.

Одновременно поднимается или опускается только один кластер - любой из пяти, но только один. Для того чтобы гарантировать безопасность и избежать ошибок, питание на лебедки подается через два коротких соединительных кабеля. Это своеобразный предохранитель: выбрал нужный кластер, подключил кабель – только после этого возможен подъем или спуск. Что касается пульта ДУ – на нем предусмотрена одна кнопка пуска и два тумблера направления (вверх/0/вниз), и кнопка аварийной остановки.

«Крокус Сити Холл» строился с учетом последних достижений архитектуры и дизайна, поэтому разработчикам технологических систем было необходимо так вписаться в интерьер, чтобы звуковое и световое оборудование не «ломало» общую дизайнерскую концепцию. В итоге, огромные и тяжелые конструкции линейных массивов и сабвуферов Meyer Sound, «парящие» под потолком на большой высоте, на фоне черного портала сцены выглядят очень изящно.

В результате, уже перед началом представления у зрителей создается приподнятое настроение, ожидание действа, события, полета… «Висит красиво» — эти краткие, но очень емкие слова не раз слышали руководители «Крокус Сити Холла» от своих именитых, авторитетных коллег.

Компания "Дилер-Центр" благодарит за помощь в подготовке статьи Валерия Бабина (ведущего инженера компании "ТТТ"), Бориса Зайчика (руководителя проектного отдела компании "ТТТ"), Владимира Антонова (технического директора "Крокус Сити Холл"), Александра Щелканова (редактора) и Наталью Петрухину (менеджера по маркетингу компании "Дилер-Центр").

Материал предоставлен Компанией Дилер-Центр

Источник: Дилер-Центр

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 312
Брендов - 1940
Магазинов - 159
Товаров - 5741

                 11.12.17
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги

Контакты: info@showroom.ru
Тел. (495)739-93-39

Copyright © 2004-2017
«ShowRoom.ru»

Создание сайта:


Rambler's Top100

     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     Все цены, указанные на странцах товарных позиций заявлены нашими партнерами на момент размещения информации. Будьте внимательны: мы не отслеживаем и не корректируем изменение рублёвых цен в зависимости от роста или падения иностранной валюты, поэтому цены, указанные до 2015 года, могут быть значительно ниже актуальных.