Информационный Портал ShowRoom.ru: Музыкальные инструменты, оборудование и технологии для света, звука, музыки, видео и телепроизводства

Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы
Каталоги звукового, светового, видеооборудования, музыкальных инструментов, услуг шоу-индустрии. Контакты производителей и поставщиков. Новости и обзоры рынка. Статьи. Анонсы выставок и мероприятий.
Подписаться на рассылкуПодписка на новости    карта сайтаКарта сайта    на главнуюНа Главную
 
Звуковое оборудование  
    10.07.2014  
    Автор: Компания ARIS  

Стадион Дортмунда снова в игре

 

На футбольном стадионе «Сигнал Идуна Парк» (Signal Iduna Park), более известном болельщикам под названием BVB-Stadion, полностью обновлена система звукоусиления. Домашняя арена клуба «Боруссия», «Сигнал Идуна Парк» находится в городе Дортмунд; это самый большой стадион в Германии, вмещающий 80 тысяч человек.




Арена классифицируется ФИФА как пятизвездочная, а согласно рейтингу английской The Times, это один из лучших стадионов мира. Однако зрители жаловались на звуковую систему стадиона: параметры разборчивости и равномерности звукового поля требовали коррекции, да и с воспроизведением низких частот существовали проблемы. Новая система должна была исправить эти недостатки, не нарушая обзора со зрительских мест. Но самой главной задачей являлось — свести в единую сеть систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и систему звукоусиления стадиона, чтобы предоставить техническому персоналу возможность дистанционно осуществлять мониторинг и управление всем комплексом.

Заявки на участие в тендере по оснащению стадиона подали несколько крупных производителей звукового оборудования. Изначально в тендере была указана пассивная система звукоусиления. Однако в результате тендерный комитет, консультантом которого являлся известный специалист в сфере pro audio и AV-технологий Микаэль Крейдт (Michael Creydt), отдал предпочтение заявке RCF, предложившей концепцию озвучивания, основанную на активных АС. Проектирование и системный дизайн были выполнены совместно инженерным департаментом компании RCF во главе с Антонио Феррари (Antonio Ferrari) и представительством RCF в Германии, которым руководят Георг Хофман (Georg Hofmann) и Норберт Вессель (Norbert Wessel). Проектирование велось в тесном сотрудничестве с системным интегратором проекта — компанией Fulfil Engineering GmbH, возглавляемой Норбертом Лабуддой (Norbert Labudda). Именно проектный отдел Fulfil Engineering осуществлял общую координацию и контроль на всех стадиях работ по оснащению стадиона.

RCF предложила самую современную концепцию озвучивания, которая на десятилетия отодвигает срок морального устаревания технического оснащения стадиона. Акустические системы сгруппированы в 14 подвесных кластеров, каждый из которых состоит из 14 элементов линейного массива TTL33-AII и одного сабвуфера TTS26-A. Интересно, что кластеры линейного массива огибают несущие балки стадиона таким образом, что абсолютно не заслоняют обзора зрителям с верхних мест трибун. Все акустические системы RCF, использованные для этого проекта, являются активными; посредством системы управления и контроля RDNet вся акустика интегрирована в СОУЭ стадиона, которая в результате полностью соответствует требованиям стандарта EN 60849. Дизайн системы создавался с помощью программы EASE 4.3, в которой было рассчитано расположение точек подвеса кластеров, размещенных на расстоянии около 30 м друг от друга, а также углы наклона кабинетов в массивах. По результатам расчетов на западной и восточной трибунах стадиона размещены по четыре кластера, а для северной и южной трибун потребовалось по три.




Все 196 активных элементов линейного массива подготовлены для использования в неблагоприятных погодных условиях. Деревянные корпуса кабинетов обработаны полиуретановой краской как снаружи, так и изнутри, а диффузоры динамических головок дополнительно пропитаны влагоотталкивающим составом. Все металлические элементы кабинетов, а также крепежные аксессуары изготовлены из нержавеющей стали.

Помимо преимуществ, которые дает применение интегрированных в громкоговорители DSP, инженеры RCF продвигали превосходство единого источника в виде линейного массива по сравнению с распределенной системой отдельных громкоговорителей. Очевидно, что использование массивов делает звуковое поле более равномерным и минимизирует фазовые искажения, вызванные интерференцией звуковых волн, приходящих из разных источников в разное время.

Норберт Вессель вспоминает: «Как только мы выдвинули идею активной системы, перед нами встал вопрос выбора громкоговорителей для нее. TTL33-A — рабочая лошадка в области концертного звука, и мы были уверены в ней на сто процентов. Шесть драйверов, трехполосное усиление и мощный DSP — это был лучший из возможных вариантов».

Большим преимуществом решения на TTL33-A стала система управления и контроля RDNet, разработанная RCF. С ее помощью можно в режиме реального времени отслеживать состояние громкоговорителей и управлять их параметрами. Общее количество громкоговорителей, одновременно подключенных к одному контроллеру RDNet, может достигать 256 шт. Программное обеспечение RDNet осуществляет автоматическое сканирование всех подключенных устройств, сообщая в реальном времени информацию об их состоянии. Таким образом, можно контролировать уровни входного сигнала для каждой АС, режим компрессора, температуру радиатора, скорость вращения вентилятора, а также устанавливать настройки эквализации и задержки. «Мы смогли интегрировать в TTL33-A средства полного мониторинга таким образом, что теперь по сети можно определить и измерить импеданс динамиков. Мы осуществляем проверку НЧ- и ВЧ-каналов, а также динамиков и сигнальных линий, и если есть отказ, то мы видим его в окне программы RDNet. Кроме того, сигнал о состоянии громкоговорителей передается с помощью сухих контактов (GPIO). Благодаря этому оповещение о возможном отказе в системе происходит моментально. Если раньше тестирование системы и устранение неполадок было длительным процессом, то с помощью системы RDNet проблему можно обнаружить практически мгновенно и тут же принять меры к ее устранению. Мы знали, что это позволит сэкономить время и деньги. Контроль импеданса — это то, что техника может делать за нас», — объясняет Вессель.




Благодаря системе RDNet громкоговорители RCF полностью интегрированы в СОУЭ стадиона, в которой абсолютно все компоненты, вплоть до микрофона, имеют свой сетевой адрес и могут удаленно контролироваться. Передача данных происходит по протоколу TCP/IP. Ошибки или сбои в работе АС или усилителя немедленно обнаруживаются, протоколируются в системе оповещения и транслируются в общую систему управления зданием. Кроме прочего, система RDNet настроена таким образом, чтобы обеспечить контроль прохождения сигнала на всем протяжении линий. Реализовано это при помощи пилот-тонов, генерируемых блоком СОУЭ и передаваемых на входные модули RDNet в TTL33-A: один пилот-тон служит для тестирования кабелей, а второй — для проверки динамических излучателей.

Для выполнения жестких требований стандартов к речевому оповещению и управлению эвакуацией инженеры RCF внесли изменения в конструкцию кабинетов и систему подвеса громкоговорителей, что расширило диаграмму направленности массивов по вертикали. Следовало равномерно озвучить трибуны от верхних рядов до самой кромки поля, включая тренерский сектор и зону охраны. Классический линейный массив не мог обеспечить такую дисперсию по вертикали. В результате инженеры RCF решили применить сложный кластер с загибом в 140°, состоящий из 14 элементов TTL33-A, напоминающий по форме букву U. Верхние четыре элемента озвучивают самую верхнюю часть трибуны, пять элементов в середине направлены на ее среднюю зону, а пять элементов внизу предназначены для нижней части трибуны. При этом изогнутая часть кластера работает как линейный массив, а его крайние кабинеты — как точечные источники.




Для создания этой необычной конфигурации потребовались нестандартные инженерные решения. Элементы креплений массивов и сабвуферов были изготовлены на заказ. Георг Хофман признает, что вес аксессуаров был главным критерием при разработке системы подвеса. «Мы искали решение, достаточно простое в установке и дальнейшем обслуживании, — говорит Георг. — Нам нужна была сложная конструкция, которая имела бы подвесную раму, позволяющую массиву огибать балку; крепление, чтобы установить на балку сабвуфер; места для установки лебедок. Можно было поискать что-то среди стандартных креплений, но мы решили разработать для этой задачи собственное решение». Компания Expo Engineering из немецкого города Ольде считается экспертом в подобных вопросах, ей и было поручено создать специальную раму для подвеса кластера. В отличие от штатной рамы, к которой кабинеты крепятся сзади и спереди, здесь были задействованы только задние секции крепления кабинетов. Поэтому специалисты Expo Engineering разработали две несущие конструкции, соединенные между собой перемычками, с монтажными пластинами по бокам. Кабинет крепится на эти пластины восемью винтами. Для облегчения обслуживания кластер можно опускать с помощью лебедок.

Для всего кластера применяется одна настройка эквалайзера. Норберт Вессель поясняет, что, хотя в TTL33-A предусмотрена функция коррекции АЧХ посредством DSP, в Дортмунде оптимизация звучания проводилась только с помощью изгиба массивов. «В результате мы поддерживаем максимальную эффективность и постоянные характеристики всего массива на самых высоких уровнях SPL», — заключает специалист.

Общеизвестно, что футбольный стадион весьма шумный объект. Уровень фонового шума, производимый болельщиками, может достигать 92 дБА. По требованиям ФИФА и УЕФА уровень звукового давления системы звукоусиления должен быть выше уровня фонового шума не менее чем на 10 дБ. А значит, уровень продолжительного звукового давления должен быть не менее 100 дБА, пиковый уровень — не менее 105 дБА, с отклонениями во всей зрительской зоне не более ±3,5 дБА. На стадионе в Дортмунде средний уровень звукового давления составил 111 дБА с неравномерностью ±4 дБ в диапазоне 100…10 000 Гц, что значительно превышает прежние показатели. И Норберт Вессель, и Георг Хофман впечатлены результатами: «Мы были потрясены тем, что SPL настолько постоянен! Отклонения находятся в пределах ±2 дБ в голосовом диапазоне (400…5000 Гц). А кроссовер на частоте раздела слышен едва-едва». Расчетное значение параметра RT60 (время реверберации) совпало с контрольными измерениями и составило 4–5 секунд в диапазоне 1…2 кГц. Показатель разборчивости STI, полученный при измерении импульсного отклика, в большинстве зон составил 0,5, а модуляционная характеристика была на уровне примерно 85 дБА.




Интересно решена проблема воспроизведения НЧ-диапазона. Вообще-то для этой задачи каждый кабинет TTL33-A имеет два 8-дюймовых вуфера. Первоначально система звукоусиления не предусматривала сабвуферов. Предполагалось, что уровня низких частот, который возникнет при сложении значительного количества элементов линейного массива, будет вполне достаточно. Однако специалисты RCF настояли на добавлении к каждому кластеру сабвуфера TTS26-A с двумя 15-дюймовыми динамиками и встроенным усилителем 3400 Вт. Сабвуферы установлены на балку над кластерами и воспроизводят звук с такой задержкой, что в результате фазовых вычитаний на низких частотах звуковое давление сзади массива ослабляется и энергия отражений от крыши стадиона становится существенно меньше. При этом НЧ-диапазон звуковой системы расширяется, поскольку TTS26-A, как любой сабвуфер, излучает практически одинаково в переднюю и заднюю полуплоскости. Рассказывает Норберт Вессель: «Верхняя граница частотного диапазона TTS26-A — 160 Гц, а диапазон TTL33-A начинается от 60 Гц, так что в интервале от 60 до 160 Гц диапазоны верхушек и сабов перекрываются. Мы использовали TTS26-A, чтобы расширить низкочастотный диапазон системы до 40 Гц и, кроме того, чтобы в сочетании с TTL33-A создать направленный характер работы кластера в диапазоне от 60 до 120 Гц».

Преимущества звуковой системы были ощутимы уже на этапе ее тестирования. Норберт Вессель и Георг Хофман заявляют, что новая концепция хороша по одной простой причине: «Каждый линейный массив представляет собой единый источник звука, и мы можем управлять его диаграммой, а для контроля отражений в НЧ-диапазоне используется сабвуфер». Вессель резюмирует: «В старой системе голос проходил через ФВЧ на 400 Гц, и это искажало как звучание голоса, так и транслируемую музыку. В новой системе RCF, например, наконец-то слышен басовый барабан, а в зале стало гораздо меньше отражений».

Маловероятно, что TTL33-A будут использоваться для проведения концертов рок-звезд — звезды здесь лишь играют в футбол. В дни проведения матчей система обычно включается за час до начала игры и транслирует фоновую музыку для прибывающих зрителей. Ко входу системы подключены стандартные радиомикрофоны и источники звука. «Сигнал Идуна Парк» знаменит в том числе благодаря комментатору Норберту Дикелю (Norbert Dickel). Бывший футболист и настоящий профессионал своего дела, он ведет матчи, которые тут же транслируются в Интернете, и одновременно общается с фанатами в чате. Кстати, Норберт так переживал за качество новой звуковой системы любимого стадиона, что, прилетев из отпуска, взятого на время монтажа, поехал из аэропорта не домой, а на работу.

Текущим техническим обслуживанием «Сигнал Идуна Парк» также занимается Fulfil Engineering. Ее руководитель Норберт Лабудда подводит итог: «Система звукоусиления нашей арены является передовой по сравнению с остальными стадионами Германии, и мы полагаем, что она станет эталоном при переоснащении других спортивных арен».

Материал предоставлен Компанией ARIS

Источник: Компания ARIS, журнал Light.Sound.News. #1 2014

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 312
Брендов - 1940
Магазинов - 159
Товаров - 5694

                 24.04.17
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги

Контакты: info@showroom.ru
Тел. (495)739-93-39

Copyright © 2004-2017
«ShowRoom.ru»

Создание сайта:


Rambler's Top100

     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     Все цены, указанные на странцах товарных позиций заявлены нашими партнерами на момент размещения информации. Будьте внимательны: мы не отслеживаем и не корректируем изменение рублёвых цен в зависимости от роста или падения иностранной валюты, поэтому цены, указанные до 2015 года, могут быть значительно ниже актуальных.