Давайте поговорим о ...цифровых фортепьяно.
Цифровая эра за последние пятнадцать лет изменила мир, она также меняет и представления о музыке. Альтернативой акустическому фортепьяно выступает фортепьяно цифровое.
В отличие от бледных моделей конца семидесятых годов, современные цифровые инструменты уже не вызывают скепсиса.
Что же это такое - цифровые фортепьяно?
Сначала компаниями-производителями была поставлена задача просто воссоздать звучание и поведение акустических роялей. Действительно, молоточковая клавиатура современных цифровых фортепьяно Roland насколько возможно приближается к акустическому фортепьяно, только молоточек бьет не по струне, а … по электронному датчику. Набор же звуков обязательно включает роскошные тембры акустического рояля.
Но по мере развития этих инструментов естественно «всплыли» несколько функциональных удобств, присущих именно цифровым инструментам.
Да, цифровой инструмент скрупулезно воспроизводит ощущение игры на акустическом рояле.
Но он может играть и тембрами других инструментов: клавесин, орган, струнные, и так далее.
В нем можно убавить громкость или играть в наушниках.
Его не нужно настраивать.
Он в десять раз легче и занимает меньше места.
Этот инструмент может содержать встроенный автоаккомпанемент и может быть подключен к компьютеру.
Кроме этого, инструмент позволяет нажатием одной лишь кнопки перестроиться из равномерно-темперированном строя в любой другой существовавший ранее лад: пифогорийский, натуральный, арабский или индийский, что позволяет играть, например, музыку для клавесина в аутентичном звучании.
Рассказывает Алексей Федоров, продавец музыкальных инструментов: «Однажды пришлось доставлять цифровое фортепьяно концертирующей пианистке из Якутии. На мой вопрос, почему она, профессиональный музыкант, не покупает не акустический рояль, а цифровой пианино, она ответила, что часто приходится концертировать в таежной глуши в военных частях, где инструментов просто нет. Если же они и есть, то в таком плачевном состоянии, что играть на них просто невозможно. Цифровые же пианино можно возить с собой – конечно, не так легко, как скрипку, но и не настолько сложно, как рояль. Что же касается звука, то цифровые фортепьяно Roland имеют чистое и ясное звучание. Может, это не рояль Steinway, но и не пианино Лирика».
Где же еще может быть удобен такой инструмент?
Прежде всего, цифровое фортепьяно – это практично.
Цифровое фортепьяно может быть наилучшим решением для родителей занимающегося на фортепьяно ребенка, снимающих квартиру.
Трудно представить себе людей, переезжающих летом жить на дачу вместе с акустическим инструментом, не правда ли? Некоторые же модели цифровых фортепьяно легко поместятся в легковом автомобиле.
Даже профессиональные пианисты покупают цифровой инструмент дополнительно к акустическому, так как, будучи людьми деликатными, они хотят минимизировать каждодневную акустическую атаку на своих домочадцев.
Кроме этого, цифровое фортепьяно – это стильно.
Он оживит любой интерьер: разные модели имеют различный дизайн и способны вписаться в любое окружение – от величественных имперских до минималистических модерновых интерьеров.
И, конечно, цифровое фортепьяно – это удобно!
Для исполнения произведений с оркестром можно предварительно записать партию оркестра. После этого на клавиатуре перед публикой можно будет играть партию фортепьяно, клавесина или органа; партия же оркестра будет исполняться из памяти инструмента.
Для тренировки ансамблевой игры и развития чувства ритма может быть очень полезен автоаккомпанемент. Партии сопровождения для множества стилей популярной музыки записали высококлассные студийные музыканты, и недооценивать такие возможности не следует: практика ансамблевой игры развивает музыкальную чуткость и способность слушать себя в контексте общей музыкальной мысли.
Hpi-7.jpg Цифровое фортепьяно Roland HPi-7 может отображать партитуру на встроенном в пюпитр дисплее.
Но производителей цифровых фортепьяно много. Почему Roland?
Если же послушать звучание инструмента Roland, то остается впечатление игры на дорогом акустическом рояле.
Рассказывает Олег Друкаров, директор музыкального магазина РосАудиоСервис: «Постоянно приходится сталкиваться с недоверием и недооценкой цифровых пиано со стороны педагогов фортепьяно. Совсем недавно родители пятилетнего карапуза привели учительницу музыки, которая заранее приготовилась отговаривать их от покупки цифрового инструмента. Первые слова ее были: на этом инструменте нельзя учить играть ребенка! После того, как она села за инструмент и сыграла несколько нот, выражение скепсиса на ее лице постепенно прошло. Мы еще где-то полчаса слушали ее игру – она не могла оторваться. Как она позже немного смущенно объяснила, у нее самой инструмент дома немного расстроен. Для довершения эффекта мы при исполнении старинной пьесы включили звучание клавесина».
Действительно, современные инструменты Roland прошли долгую эволюцию звучания. Такие впечатляющие результаты были достигнуты компанией непросто и не сразу – это были десятилетия совместной работы талантливых инженеров и разработчиков, звукооператоров и музыкантов, ученых-физиков и программистов, дизайнеров и специалистов психоакустики.
Как добиться глубокого и ясного звучания
Развитие цифровых технологий позволило захватить и воссоздать легко узнаваемое звучание концертного рояля. Процесс, дающий жизнь всем цифровым фортепиано, называется «сэмплирование». Именно с его помощью все нюансы звука лучших роялей в мире – от глубокого баса до жизнеутверждающих верхних нот – хранятся во внутренней памяти, и моментально воспроизводятся при нажатии на клавишу.
Здесь кроется подводный камень и о нем следует знать. Это только кажется, что все незамысловато: по нажатию на клавишу включается воспроизведение нужного сэмпла… Однако, если действовать так просто, то звучание получится безжизненным и холодным – что и видно на примере дешевых цифровых пиано, в избытке наводнивших рынок.
В недорогих цифровых фортепиано одной ноте соответствует один сэмпл. И этого мало. Действительно, при невысокой силе нажатия на клавишу рояля нота звучит не только тише, но еще и мягче, из-за меньшего количества обертонов (высокочастотных гармоник); при большей же силе нажатия звук, напротив, ярче и насыщенней. Так напевание вполголоса по тембру значительно отличается от пения с надрывом.
Поэтому инженеры Roland записывают несколько (до пяти) сэмплов на каждую ноту: для низкой, средней и высокой громкости звука.
Однако практика показывает, что тщательно записать многослойный сэмпл недостаточно. Действительно, например, при нажатии на педаль все демпферы акустического инструмента освобождают струны, и из-за так называемого «симпатического» резонанса начинают звучать все 225 струн акустического рояля. Сухой сэмпл является лишь пародией на такую звуковую мощь!
Немногие компании в состоянии оплатить научные и технологические разработки, чтобы тщательно смоделировать поведение струн и деки, описать и позднее воссоздать изменение тембра инструмента при самых разнообразных приемах игры.
Компания Roland для усиления тембрового богатства в дополнение к имеющимся сэмплам, разложенным по динамике, использует физическое моделирование, скрупулезно воссоздавая в недрах своих микрочипов поведение струн, добиваясь поразительных по реалистичности результатов.
Казалось бы, если инструмент покупается для обучения ребенка, играют ли роль такие мелочи? Да, и они очень важны: ребенок гораздо чутче, чем взрослые, реагирует на эмоциональную отдачу от собственной игры. Он часто не в состоянии отличить недостатки собственной игры от несовершенства инструмента.
Источник: www.rolandmusic.ru
|