Информационный Портал ShowRoom.ru: Оборудование и технологии для света, звука, видео- и телепроизводства, музыкальные инструменты и технологии.
Информационный Портал ShowRoom.ru
Баннер Баннер
Переводы, верстка, дизайн
Каталог
Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты
Световое оборудование, световые эффекты Световое оборудование, световые эффекты
Звуковое оборудование Звуковое оборудование
Видео и проекционное оборудование, медиасерверы Видео и проекционное оборудование, медиасерверы
Телевизионное и оборудование для киносъемок Телевизионное и оборудование для киносъемок
Мультимедийное оборудование, софт Мультимедийное оборудование, софт
Студийное оборудование Студийное оборудование
Конференц-системы, системы оповещения, public-address Конференц-системы, системы оповещения, public-address
DJ оборудование DJ оборудование
Лазерные системы, лазеры Лазерные системы, лазеры
Оборудование для кинотеатров Оборудование для кинотеатров
Оборудование сцены Оборудование сцены
Оборудование для хора и оркестра Оборудование для хора и оркестра
Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки Специальная мебель, рэки, кофры, кейсы, чехлы, стойки
Коммутация, кабели, разъемы Коммутация, кабели, разъемы
Специальная пресса, литература, ноты Специальная пресса, литература, ноты
WWW-ресурсы WWW-ресурсы
Подписка Подписка на новости
 
Звуковое оборудование  
    11.05.2006  
    Автор: Дмитрий Сухин. Консультации с автором: dimm56@yandex.ru, ICQ 257-811-521  

Концертный звук. Советы бывалого. Часть 3.

 
От редакции ShowRoom.ru.

Эта статья любезно предоставлена звукорежиссером Дмитрием Сухиным. Несмотря на то, что первая публикация состоялась в журнале «Звукорежиссер» в 2000 году, мы считаем, что тема статьи актуальна и на сегодняшний день и будет интересна концертным звукорежиссерам. В статье сохранена стилистика и примечания редакции журнала «Звукорежиссер».

Продолжаем расставлять микрофоны.

Сегодня речь пойдет о так называемом “бэклайне” (back line), о стоящих позади музыкантов инструментальных усилителях. Еще их называют комбиками – это тогда, когда сам усилитель и акустическая система размещены в одном корпусе. Для краткости так и будем их называть за исключением особо оговоренных случаев.
Начнем с основы ритм-секции – бас-гитарного аппарата. Большинство из них оборудовано линейными симметричными (XLR) выходами для подачи сигнала на пульт. Выходы переключаются до и после эквалайзера. На больших солидных аппаратах – два эквалайзера, графический и shelving. Если музыкант хорошо ориентируется в ручках и не увлекается экстремальным их положением, можно брать сигнал после эквалайзера. В противном случае – до эквалайзера, регулировок на пульте вполне достаточно. Если музыкант любит слышать из аппарата глубокий низ, а выход имеется только после эквалайзера, можно взять сигнал с его кроссовера (с ВЧ его части, выкрутив частоту раздела как можно ниже). Такими возможностями обладают усилители Peavey, Hartke, Trace Elliot и некоторые другие. Можно взять сигнал и прямо с гитары при помощи DI-box'а. Возможностей пульта и в этом случае достаточно, но желательно иметь компрессор.
Если артист советуется с вами при выборе акустической системы (бывает и такое), то следует предпочесть акустику с меньшими динамиками. Особенно рекомендую систему, когда-то называвшуюся “четверкой резвых”. Ее преимущество – в узкой направленности на низкой середине и низах. За счет этого можно уменьшить паразитное проникновение баса в другие микрофоны, да и сам звук будет более конкретным, и можно будет, наконец, услышать отдельные ноты. Вообще, желание звукорежиссера услышать отдельные ноты, извлекаемые бас-гитаристом, может стать навязчивым, например, в очень гудящем по низам зале. У автора такое желание возникло на концерте в ангаре для самолетов ИЛ-86 (и там случается работать), в котором время реверберации на низких частотах было около восьми секунд (!). Тогда могут выручить спецсредства – в тот день под рукой оказался компрессор-лимитер-экспандер Digilab. Подробности – в следующий раз.
А пока переходим к гитарам. Гитара – один из самых болезненных инструментов для нашего брата, не в последнюю очередь – из-за самих исполнителей. Но сначала о технике: считается, что система "исполнитель-гитара-эффекты-гитарный комбик", соединенные шнурами, – это единое целое, нарушать которое нежелательно. Серьезный гитарист работает над звуком комплексно, начиная с собственного звукоизвлечения и заканчивая подбором комбиков. Не менее тщательно им выбираются педали эффектов и шнуры. Неправильный выбор гитарных и межблочных проводов может иметь фатальные для звука последствия.
Такой же частью инструментария гитариста является система "усилитель-динамик-взаимодействующая с динамиком (и, в некоторых случаях, со струнами гитары) воздушная масса". Исходя из этого,исключим пока способ съема гитары с линейных выходов гитарных усилителей или DI-box'ами. Остается микрофон. Это может быть банальный Shure SM57 или любой аналогичный. Неплохой мягкий и плотный звук с хорошим низом дает AKG D112. Никаких подводных камней в постановке микрофонов к комбикам нет. Типичная повторяемая ошибка одна: пренебрежение микрофонными стойками. Микрофон вешают прямо на проводе, закрепляя за верхнюю ручку прямо перед динамиком боком. Тогда микрофон ловит все, что угодно, кроме звука комбика: отражения от пола, топот ног... Опять же, мембрана его оказывается параллельной направлению излучения, значит, о каком-либо низе или качественной середине можно забыть. Поэтому не экономьте на стойках, не забывайте о расстоянии от микрофона до сетки комбика. Достаточно, чтобы между ними пролезала ладонь (см. фото). Я не сторонник жесткой теории о том, что микрофон надо обязательно ставить к центру динамика: на концерте несколько сантиметров в сторону, на мой взгляд, не имеют значения.
Фирма Peavey одно время выпускала Speaker Simulator – особым образом намотанный выходной трансформатор, моделирующий звук системы "динамик-микрофон". При использовании его можно было получить приличный, но усредненный звук. В некоторых моделях аппаратов имеется гнездо Rec Out, предназначенное для записи. У хороших ламповых аппаратов с этого гнезда можно получить неплохой звук и без микрофона, только нужно учесть, что если исполнитель станет "заводить" гитару, приблизив ее к комбику, звук будет другой.
Теперь "большая мозоль" – непомерная громкость, которую любят многие гитаристы и даже подводят под это теорию, что, дескать, любой ламповый аппарат начинает звучать на максимальной громкости. Чуть позже попробуем в этом разобраться, а пока – лирическое отступление.
В 1989 году центр Стаса Намина устраивал на стадионе в Лужниках двухдневный концерт с участием Scorpions, Ozzi Osborn'а , Skid Row, Sinderella и т.д. Звучало все очень неплохо. На первом концерте меня поразила огромная стенка гитарных Fender’ов во всю сцену у "Синдиреллы". На втором концерте удалось выяснить, что все они были запараллелены, а со сцены громкостью никого не сдувало. Все они работали весьма негромко, но зато при такой постановке гитарист Том Кейфер, свободно перемещаясь по всей сцене, слышал везде тот звук, к которому привык. Наши же исполнители по бедности, не имея возможности поставить такую стенку, разгоняют свой единственный комбик до "выпрыгивания" диффузоров. Подозреваю, правда, что если нашим поставить такую стенку, они на радостях "раскочегарят" ее так же, и зрителей "сдует" уж точно. Так что вопрос – в умении слушать и слышать.
Вернемся к теме звука на максимальной громкости. Ламповый драйв, конечно, никакими педалями и процессорами не заменишь. Но достигается он не выходным усилителем мощности, а специально созданными для этой цели входными цепями. Поэтому пусть музыкант делает с входным регулятором Gain все, что он хочет; но master volume порекомендуйте ему поставить в разумное положение, иначе выступление рискует превратиться в "концерт для гитары без оркестра".
Поставленные позади музыкантов и развернутые в зал усилители, хотя и хорошо смотрятся, – не лучший вариант с точки зрения звука. Идеальное в этом смысле решение – поставить небольшой комбик как монитор, впереди или сбоку музыканта, наклонив его. У многих моделей Fender есть предусмотренные для этого выдвижные опоры, а некоторые фирмы делают комбики (басовые и клавишные) в форме напольных мониторов, что вообще решает все проблемы. Наши музыканты этого, правда, не любят: им нужна поддержка сзади, без поддержки – упадут.
Удачное решение, на мой взгляд, применено на концертах В. Кузьмина: небольшой Laney стоит сбоку, прямо на полу и без наклона, и излучает звук вдоль сцены "по полу вбок".

Проверка расстояния между комбиком и микрофоном

Таким образом, прямой звук не лезет ни в какие микрофоны, никому не мешает, и аппарат можно "разогнать" по желанию. Сам исполнитель слышит себя из мониторов – не каждый это может, но тут уж вопрос не к звукорежиссеру. В таком случае прямая составляющая гитарного звука в зале мала, она звучит в правильном балансе и с хорошим тембром.
Если же "Господин Артист" не желает ни того, ни другого, остается поставить аппарат сзади, приподняв и направив его так, чтобы он "бил" в ухо музыканту (если он, конечно, большую часть времени проводит у своего микрофона). Тогда он будет играть значительно тише, да и своей могучей спиной будет загораживать микрофон от комбика.

Микрофон у края диффузора

Микрофон в центре диффузора

Если же аппарат не поднимать и не ориентировать точно, и если он направлен мимо артиста, то, ввиду узкой направленности излучения, музыкант будет вынужден выкручивать усиление на полную мощность. В этом случае вина ваша, коллеги.
Акустические гитары в современных поп-составах имеют встроенные звукосниматели различных типов, цепи коррекции и снимаются через DI-box’ы, что особых сложностей не представляет. Остается порекомендовать как можно меньше использовать внутренний гитарный эквалайзер, который может быть и многополосным. Лучше поэкспериментировать с различными акустическими заглушками, которыми оснащены некоторые дорогие гитары.
К сожалению, многие пренебрегают DI-box’ами, устройствами для превращения несимметричного сигнала в симметричный, который можно посылать по длинным линиям без риска получить фон и наводки. DI-box бывает двух основных типов: пассивный, использующий симметрирующий трансформатор, и активный, к которому еще нужно подводить питание. Общая упрощенная схема такова:
Все они имеют переключатель Ground lift, позволяющий отрывать выходную "землю" от входной. Считается, что лучше звучат активные. Я бы не утверждал столь категорично, учитывая специфику концерта. Зато пассивные надежнее.

Переходим к нагромождению клавишных. Здесь нас поджидает совсем немного неприятностей. Первая – обязательное использование DI-box’ов, так как клавишные инструменты имеют высокоомный выход, что может привести к наводкам даже на коротких линиях. Вторая – не забывайте выключать на линейках пульта фантомное питание (если оно, конечно, не требуется для самих DI). Третья – тактично порекомендуйте клавишнику уменьшить динамический диапазон инструментов, особенно это касается звуков фортепиано и электропиано типа Rhodes. Причем это надо сделать в самом инструменте по MIDI, а не навешивать на пульте компрессоры-лимитеры.

Теперь пора прогуляться вокруг рояля. Но об этом – в следующий раз.

Источник: Предоставлена автором. Первая публикация - журнал Звукорежиссер #5 2000

 
подписаться на рассылку
 
  Назад  
  Другие статьи:  
   
   
   
Статистика
Фирм - 312
Брендов - 1945
Магазинов - 159
Товаров - 5981

                 6.10.23
новости · выставки · статьи · о проекте · помощь · бренды · магазины · фирмы · организации · услуги
ShowRoom.ru Свет, звук, студия

Контакты: info@showroom.ru

Copyright © 2004-2024 ShowRoom.ru, Издатель ИП Щелканов

Создание сайта: Создание сайта


     
     Обращаем ваше внимание на то, что данный сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.     
     .